Закат
Сословие Самураев получило чёткое оформление
во время правления в Японии Сёгунов из феодального дома Токугава (1603—1867). Наиболее привилегированный
слой самураев составляли так называемые Хатамото (буквально — «под знаменем»), являвшиеся непосредственными Вассалами сёгуна. Хатамото в своём большинстве
занимали положение служивого слоя в личных владениях Сёгуна. Основная масса Самураев
являлась вассалами князей (Даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от
князя жалование рисом.
Кодекс поведения Самурая «Бусидо» был проникнут духом
беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. Законодательство Токугава
разрешало Самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по
отношению к членам военного класса». В период правления дома Токугава,
когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды Самураев
использовались, главным образом, для подавления крестьянских восстаний.
Вместе с тем, Даймё не нуждались в
таких больших отрядах Самураев, которые существовали
ранее, в периоды феодальных войн, и число Самураев в их военных отрядах
сокращалось. Часть Самураев превращалась в Ронинов (деклассированных Самураев, вассальная
зависимость которых от князей прекратилась; ронины часто переходили на
положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью).
Иные Самураи
пополняли ряды Ниндзя — наёмных убийц.
Процесс внутреннего распада сословия Самураев
заметно усилился с середины XVIII века. Развитие мануфактурного производства и
усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению
Самурайства.
Всё больше и больше Самураев и даже влиятельных Даймё попадало в долговую
зависимость от ростовщиков.
Своего рода комплекс неполноценности,
порождённый в Самураях их странным положением, находил выражение в
обострённой тяге к традиционным духовным ценностям. Повсюду возникали
разнообразные школы воинских искусств. С новой силой вспыхнул угасший на время
междоусобных войн интерес к философии Дзэн, чайной церемонии, живописи и гравюре,
изящной словесности.
Многие Самураи, даже не переходя на
положение Ронинов, занимались торговлей, ремёслами и т. д.
Рядовые Самураи (особенно в княжествах Сацума, Тёсю, Тоса и
Хидзен), тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в
незавершённой буржуазной революции 1867—1868. После неё сословие Самураев, как и другие
феодальные сословия, было упразднено, однако Самураи не потеряли
своего привилегированного положения.
Доспехи и вооружение самураев XVIII века в Кунсткамере (Санкт-Петербург). Преподнесены в дар
будущему российскому императору Николаю II во время его визита в
Японию в 1891 году.
Значительная часть Самураев, ещё при Токугава
фактически владевшая землёй (Госи), стала после аграрных законов 1872—1873 и юридическим
собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших Самураев пополнялись
кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление Самурайской
доблести и традиций, культ войны — всё это стало составной частью
идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин «Самурай»
и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.
|