Самурай в полной экипировке, вооружен Тати (висит на бедре), и Танто (боевой нож – заложен за пояс).
Катану и Вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (Оби). Это — принятый
способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной
необходимостью. Когда Самурай входил
в дом, он вынимал Катану из-за
пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии
боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал Катану на пол в пределах досягаемости,
причем Вакидзаси не снимался (его
самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется Косираэ, сюда входят лакированные
ножны Сая. В случае отсутствия частой необходимости
использовать меч, его хранили дома в монтаже Сирасая из необработанного дерева Магнолии, защищающем сталь от коррозии.
Некоторые современные Катаны
изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком
и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала Цуба (Гарда) и другие декоративные
элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета
на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не Катана, а Бокуто —
деревянный меч. В XX веке появились
замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями:
лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева. Вплоть
до раннего периода Муромати на вооружении состоял Тати — длинный меч,
который носили на портупее лезвием вниз. Однако
начиная с конца XIV века он все
более вытесняется Катаной. Она
носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной
ткани (Сагэо). Вместе с тати обычно
носили кинжал Танто, а в паре с Катаной — Вакидзаси.
|